Есть такая профессия: государственный регистратор прав
Начало становления системы государственной регистрации прав на недвижимость в январе 1998 года, когда вступил в действие федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», явилось и рождением новой профессии – государственный регистратор прав.
После многих десятилетий отсутствия рынка недвижимости как такового вообще, новые рыночные отношения показали необходимость создания в нашей стране такой системы регулирования оборота недвижимости, которая бы позволила защитить права и законные интересы всех участников гражданского оборота недвижимого имущества; обеспечила бы благоприятный инвестиционный климат на рынке недвижимости, снизила бы экономические риски при совершении сделок с недвижимостью.
Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что система государственной регистрации прав была создана не напрасно. Она ежедневно работает и подтверждает свою необходимость тем людям, которые обращаются в подразделения Росреестра по всей стране. С 01.01.2017 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» объединены системы государственной регистрации прав и кадастрового учета, что, несомненно, ведёт к повышению защиты прав на недвижимость, упрощению процедур государственной регистрации права и кадастрового учета.
Ключевой фигурой в системе государственной регистрации прав и кадастрового учёта является государственный регистратор прав, на которого возложены ответственные задачи по принятию решений в указанных сферах. Государственный регистратор прав наделен законом большими полномочиями, в его функции входит принятие решений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок, ограничений, кадастровом учёте и многие другие. При проведении правовой экспертизы сданных на государственную регистрацию документов регистратор имеет право затребовать необходимые документы из различных органов, приостановить государственную регистрацию до получения всех необходимых сведений, а в противном случае – отказать в государственной регистрации права, постановке на кадастровый учёт. Сведения о государственных регистраторах прав вносятся в специальный реестр, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 19.11.2015 № 860 «Об утверждении порядка ведения и состава сведений реестра государственных регистраторов прав». С мая 1999 года начали работу 41 государственный регистратор, на сегодняшний день в Вологодской области фактически трудятся 95 государственных регистраторов прав.
Как проходит рабочий день государственного регистратора? Об этом рассказывает Антон Попов, государственный регистратор, главный специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Вологодской области: «В среднем за день государственный регистратор принимает 35-40 решений о проведении государственной регистрации прав, осуществлении кадастрового учёта. Государственная регистрация и кадастровый учёт – это ряд последовательных процедур, и начинаются они с приёма документов, которые осуществляют специалисты Кадастровой палаты и МФЦ. Затем принятые пакеты документов направляются в Управление Росреестра по Вологодской области и распределяются по государственным регистраторам, которые проводят их правовую экспертизу, включающую анализ поступивших заявлений и документов (проверяются их подлинность, полномочия, наличие гос. пошлины, имеются ли законные основания для принятия положительного решения и т. д.), далее осуществляется проверка сведений об объектах в Едином государственном реестре недвижимости (имеются ли запреты, ограничения, какие зарегистрированы права). На этом этапе регистраторами и принимаются решения: либо положительное, либо имеются основания для приостановления, для устранения которых направляются запросы о предоставлении сведений из информационных систем органов местного самоуправления, органов власти, или от самих заявителей и др. Следует также отметить, что если регистратор принимает решения об отказе в государственной регистрации прав или приостановлении, то такие решения направлены в первую очередь на защиту прав и интересов заявителей от всевозможных нарушений. В среднем рассмотрение одного пакета документов составляет 30 минут, но бывают случаи, когда принятие регистратором решения занимает несколько дней. Общение с заявителями - отдельная тема. Не исключены случаи, когда документы, на основании которых осуществляется регистрация и кадастровый учёт, содержат ошибки, что требует их исправления. Граждане, как правило, с пониманием относятся к этому, однако встречаются и равнодушие, и даже агрессия. Между тем замечу, что нет такого регистратора, который бы с удовольствием принимал решение об отказе в государственной регистрации. Дел, которые разрешаются благополучно - подавляющее большинство. Это радует и вас, уважаемые заявители, и, несомненно, нас - государственных регистраторов». По закону государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права на недвижимое имущество. При этом, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Поэтому государственный регистратор прав – это не только профессионал своего дела, способный анализировать действующее законодательство и быть в курсе вносимых изменений, но и человек с высоким чувством долга и осознанием меры возложенной на него ответственности за принимаемые решения.
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области